Согласно письму Роскомнадзора от 19.10.2021 № 08-71063, если оператор собирает персональные данные с использованием интернета, то политика должна быть размещена также в интернете, а у субъектов должен быть к ней доступ. В противном случае размещение политики в интернете не требуется, но она все еще должна быть доступна к ознакомлению неограниченным кругом лиц (например, она может быть размещена на информационном стенде в офисе оператора).
Требование иметь политику и публиковать ее в открытом доступе формально адресовано только оператору-юрлицу. Тем не менее я рекомендую вести такой документ всем, кто работает с большим массивом персональных данных, скажем, если у вас есть сайт или вы оказываете услуги в интернете. Это потенциально повышает доверие со стороны субъектов, которые привыкли видеть подобный документ практически на любом сайте и позволяет систематизировать те процессы обработки, которые у оператора уже есть.
По правилам последней редакции закона (от 14 июля 2022 года), при сборе персональных данных в интернете необходимо также размещать ссылку на политику под каждой формой сбора (или как минимум на той же странице в «подвале» сайта). Если данные собираются и обрабатываются в форме обратной связи на основании согласия, то требования закона можно выполнить такой формулировкой: «Заполняя настоящую форму, даю согласие на обработку персональных данных (гиперссылка на более подробные условия) в соответствии с политикой (гиперссылка на документ)».
Еще следует учесть, что с политикой должны быть ознакомлены не только работники, которые прямо участвуют в обработке персональных данных (п. 6 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ № 152), но вообще все работники оператора, поскольку политика устанавливает порядок обработки их персональных данных, определяет права и обязанности работников в области персональных данных (п. 8 ст. 86 ТК).